МБОУ СОШ №1 им. М.Ю. Лермонтова
Город Пятигорск
  • Информация о системе воспитательной работы

     Светлана Викторовна Адаменко

      Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае

      Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 206А, каб.309, 310

      8(8652) 35-74-34, 35-74-76, 35-74-40, 35-87-80, 35-74-80

      pr_adamenko@stavkray.ru

    Методическая тема:

    «Организационно-педагогические аспекты реализации на базе МБОУ СОШ №1 им. М. Ю. Лермонтова модели образовательной системы «Школа личностного роста»»

    Воспитательная система школы создается условиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

    Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника, как носитель социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств.

    Цель: создание условий для развития, самореализации личности творческой, психически и физически здоровой, гуманной, социально мобильной, востребованной в современном обществе, способной ценить себя и уважать других; воспитывать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, своё дело, своё Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей.

    Исходя из цели воспитания, вытекают основные задачи:

    • Развитие самоуправления обучающихся, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
    • Содействие формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
    • Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми с целью обеспечения самореализации личности;
    • Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций; совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей;
    • Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
    • Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;
    • Развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного поведения;
    • Создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества, привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой;
    • Воспитание обучающихся в духе демократии, личного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

    Основные направления воспитательной работы школы

    План воспитательной работы

    Детские объединения

    Перечень детских общественных организаций

    Название детской общественной организации

    Вид деятельности

    ФИО руководителя

    Количество учащихся

    Место занятий

    Совет старшеклассников «Премьер»

    Культурологическое направление, эстетическое направление

    Чугуева О.Н.

    72

    Актовый зал

    Первичное отделение общественной детской организации «Российское движение школьников» (РДШ)

    Нравственное и духовное направление

    Чугуева О.Н.

    389

    Актовый зал

    Российское движение детей и молодежи "Движение Первых"

    Нравственное и духовное направление

    Чугуева О.Н.

    23

    Актовый зал

    Детское общественное объединение «Юные инспектора движения» (ЮИД)

    Гражданско-правовое направление

    Ряузова Д.А.

    18

    Актовый зал, каб.№37

    Детское общественное объединение «Дружина юных пожарных» (ДЮП)

    Гражданско-правовое направление

    Ряузова Д.А.

    23

    Актовый зал, каб. №37, библиотека

    Школьный спортивный клуб «Премьер – спорт»

    Спортивно-оздоровительное

    Фищенко В.А.
    Денегина И.В.
    Поклад В.Н.

    107

    Спортивный зал, спортивная площадка

    Военно-патриотический клуб «Защитник»

    Военно-патриотическое и спортивно-оздоровительное

    Процких А.А.

    27

    Тир, спортивный зал, спортивная площадка, кабинет ОБЖ

    Первичное отделение Юнармии

    Военно-патриотическое и спортивно-оздоровительное

    Процких А.А.

    75

    Спортивный зал, спортивная площадка, кабинет ОБЖ

    Механизм функционирования воспитательной системы

    Воспитательная система школы выполняет следующие функции:

    • развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
    • интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных несогласованных воспитательных воздействий;
    • регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияние на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
    • защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
    • компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
    • корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

    Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении педагогических условий, таких как:

    Обеспечение готовности личности ребенка к самовыражению:

    • формирование позитивной Я - концепции;
    • актуализация потребностей в самоактуализации и самоутверждении;
    • обеспечение формирования умений у детей в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе.

    Основное значение воспитательной системы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности.

    Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему значений, констатирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.

    Принципы воспитательной системы

    Принцип вариативности

    Право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых в секциях, кружках, студиях

    Принцип сотрудничества

    Право ребенка выступать в качестве субъекта целеполагания, т.е. право решать проблему « с двух сторон» — и взрослыми, и детьми

    Принцип инновационный

    Право на активный инновационный поиск ребенком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования

    Принцип комфортности

    Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях

    Принцип программности

    Право, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей 

    Принцип самоуправления

    Право на самоуправление школой

    Принцип заинтересованности

    Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме

    Принцип адекватности

    Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить

    Принцип коммуникативности

    Право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми

    Принцип адаптивности

    Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества

    На основе анализа современных концепций воспитания определены подходы к воспитанию.

    Личностно – созидающий подход в организации воспитательного процесса: изначальная устремленность педагогического коллектива на созидание растущей личности, ее непрерывный рост.

    Индивидуализация растущей личности в процессе ее социализации: предоставление ребенку права выбора форм и направлений своей деятельности, своего досуга.

    Создание благоприятных условий:

    • для удовлетворения многообразных культурно – образовательных потребностей детей;
    • психического и физического оздоровления детей;
    • для удовлетворения дефицита общения детей, педагогов, родителей;
    • для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого ребенка.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie