МБОУ СОШ №1 им. М.Ю. Лермонтова
Город Пятигорск
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

    В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 1 им. М.Ю.Лермонтова рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

    Задачи:

    • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
    • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
    • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
    • совершенствование системы кадрового обеспечения.

    В МБОУ СОШ № 1 им. М.Ю.Лермонтова созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

    • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
    • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
    • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог;
    • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении при необходимости может проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

    К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

    Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

    Правила организации обучения детей инвалидов в школе

    Довольно непросто дается обучение детей инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность, верно, построить процесс обучения и увидеть результат. Первое, о чем должен помнить каждый — это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов. В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».

    Перед началом учебного года специалисты проводят беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. При обучении делается акцент на развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких деток. Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь.

    Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями. Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным. Одноклассники должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные. Ребенок инвалид в школе может быть объектом пристального внимания со стороны педагогов и медицинского персонала. Необходимо привлечь других детей, которые бы общались с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием.

    Рекомендации учителям

    Необходимо поддерживать ситуацию справедливости в классе, но не равнять всех детей по одному правилу, а оценивать их настолько, насколько они способны дать максимальный положительный результат. На уроках должна создаваться «ситуация успеха» для особенных деток, чтобы ребенок чувствовал, что он тоже это может, причем на глазах у сверстников. Может быть даже организовать небольшую поддержку, чтобы дети приходили за помощью и объяснениями к ребенку с ОВЗ. Учитель должен понимать, ради чего прикладываются всевозможные усилия для этого ребенка. Можно разделить класс на разноуровневость обучения. В течение года с таким ребенком должны заниматься дополнительно не только учителя, но и психологи, логопеды и другие специалисты. Организация учебного процесса должна быть максимально взаимодействующей как по общим выбранным правилам, так и по некоторым индивидуальным требованиям на разных предметах. Отмечать достижения ребенка необходимо вместе с родителями.

    Рекомендации родителям

    Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями. Постоянный контакт с учителями, особенно с «сопровождающим» ребенка учителем. Требования всех членов семьи к ребенку должны быть одинаковыми. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители. Следует знать об этом и следить за тем, чтобы права детей инвалидов в школе соблюдались. Такой труд очень нелегок.

    Памятка по подготовке документов на ПМПК

    Рекомендации психолога родителям, воспитывающим детей – инвалидов, детей с ОВЗ

    Методические рекомендации

    Письмо министерства образования и науки российской Федерации от 11 марта 2016 г. №ВК-452/07
    "О введении ФГОС ОВЗ"

    Моделираннего выявления детей с ОВЗ

    Практики образование детей с ОВЗ

    Ранняя помощь семьям детей с ОВЗ

    Расчет нормативов на детей с ОВЗ

    Реализация адаптированных образовательных программ

    Реализация ФГОС с ОВЗ

    Примерный уч.план ФГОС НОО ОВЗ

    Примерный уч.план ФГОС с умственной отсталостью

    Рекомендации по разраб.уч.планов

    Методические рекомендации
    по проектированию АООП образовательной организации

    Локальные акты МБОУ СОШ № 1 им. М.Ю.Лермонтова

    Паспорт доступности МБОУ СОШ №1 им. М.Ю. Лермонтова г. Пятигорска

    Приказ об утверждении плана мероприятий по созданию доступной среды, списка рабочих групп по реализации плана мероприятий

    План мероприятий по формированию условий доступности обучения в образовательных учреждениях для инвалидов

    Концепция ФГОС для детей с ОВЗ

    Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в условиях МБОУ СОШ №1 г. Пятигорск

    Положение об адаптивной рабочей программе учителя- предметника для учащихся с ОВЗ

    Положение о реализации инклюзивного образования

    Положение о психолого-педагогическом консулиуме

    Нормативные документы федерального и регионального уровня

    Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
    "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

    Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015)
    "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"

    Федеральный закон РФ от 28 ноября 2015 года № 348-ФЗ
    "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

    Закон Ставропольского края от 09 ноября 2015 года № 121-кз
    "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур"

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015
    "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

    Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1598
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

    Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    "Дорожная карта" по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ставропольского края

    План мероприятий "Дорожная карта РФ" по реализации ФГОС ОВЗ

    Приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309
    "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

    Санитарно-эпидемиологические требования
    к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным осоновным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Меры поддержки

    Питание детей с ОВЗ.
    Питание детей с ОВЗ
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Дети с ОВЗ обеспечиваются двухразовым горячим питанием.
    Льготное питание.
    Льготное питание
    Стипендия ОВЗ
    Питание учащихся льготных категорий

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?

    Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательной организации необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

    На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

    Какие документы нужны для обследования?
    Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:

    •  заявление родителя (законного представителя) ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК;
    •  документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка.


    Также необходимы документы в соответствии с выбранной при подаче заявления на ЦПМПК целью обращения:

    • создание специальных условий образования;
    • создание специальных условий ГИА (ГИА-9, ГИА-11);
    • консультация родителей (законных представителей) специалистами ЦПМПК.


    Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Оборудовано рабочие место учителя для обучения детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie