«Театр - школа, в которой учатся с удовольствием…»
Г. А. Товстоногов
Главная задача ребенка — расти и развиваться. Так было во все времена, начиная с Древней Греции. Влияние оказывает среда, в которой происходит развитие. Театр – незаменимый компонент внешкольной деятельности для системы образования, вписывающийся в любую структуру. В театре есть много свободы и возможности проявить себя, независимо от знаний и возраста. Ребенку очень важно иметь в школе место, где он может самовыражаться. Потому что школа, какая бы демократичная она ни была, имеет определенные правила. Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
В основе театрального обучения лежит принцип единства воспитания, образования и развития, принцип научности, систематичности, преемственности, активности, увлеченности, индивидуального и дифференцированного подхода.
Целью работы театральной студии является формирование гармонично развитой личности средствами театрального искусства, социальная адаптация.
Для осуществления цели ставятся следующие задачи:
- выявление одаренных детей;
- формирование художественного и эстетического вкуса;
- овладение элементами актерского мастерства;
- формирование постоянного состава коллектива;
- создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.
Занятия в театральной студии
- формируют лидерские качества, которые способствуют успешной жизнедеятельности в будущем. Дети, занимающиеся в театре, смелее проявляют себя при необходимости публичного выступления. Также следует учитывать, что театр для детей является не просто творческим видом деятельности, но и местом общения со сверстниками.
- знакомят подростков со многими видами искусства, причем не только по отдельности, но и в синтезе искусств, когда они органично соединяются в один жанр - театр. Театр - искусство коллективное, объединяющее работу не только актеров и режиссеров, но и драматургов, музыкантов, работников сцены и многих других. Следовательно, приобщаясь к театру, дети учатся коллективным творческим взаимоотношениям: взаимопониманию, взаимодействию и взаимопомощи.
- помогают детям раскрепоститься и научиться получать удовольствие от выступления на публике. Они приобретают умение хорошо говорить, красиво двигаться. Театр дает такие навыки, которые пригодятся в жизни вне зависимости от профессии, которую выберет ребенок.
- учат работать в команде, ощущать партнерство, развивают умение формулировать свои мысли и выражать эмоции, слышать музыку и читать так, чтобы понимать смысл прочитанного.
- комплексно развивают обучающихся
Театральная студия - это, прежде всего, тренировка памяти ребенка, развитие фантазии и ассоциативно-образного мышления. Сценическая речь отвечает за становление артикуляции, правильного произношения звуков и чистоту речи, в то время как сценическое движение и импровизация - улучшает природную органику и физическую пластичность.
Атмосфера праздника, которая создается вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребенка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют, не отвлекаясь, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они еще более организованны на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей).
Воспитание личности формируется в деятельности, и только она создает условия для самореализации.
Общеизвестно, что особое значение театрализованной деятельности для развития ребенка состоит в том, что действия на сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Ученые считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность, а благодаря яркости, легкости и быстроте, присущей детскому воображению, добиваться в своем творчестве оригинальных решений. Таким образом, театрализованная деятельность занимает ключевое место в эмоциональном развитии ребенка.
Исследования показывали, что театральное искусство хорошо влияет на успеваемость и воспитание детей. Дети, занимающиеся театральным искусством, более уверенно и раскованно чувствуют себя на уроках, требующих публичных выступлений, ответов у доски, легче овладевают новым материалом и быстрее его запоминают. Их не смущает наличие в классе посторонних (открытые уроки, семинары, телевидение ); они могут собрать команду для общего дела и стать ее лидером. Некоторые мечтают в дальнейшем получить профессиональное образование в сфере театрального искусства.
Если дети выбирают театр, он их меняет. Даже если они вырастут и не станут актерами, они впитают в себя культуру, атмосферу творчества, которая останется с ними, какую бы профессию они ни выбрали во взрослом возрасте.