МБОУ СОШ №1 им. М.Ю. Лермонтова
Город Пятигорск
  • О школе

    Полное наименование организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 им. М.Ю.Лермонтова

    Сокращенное наименование организации: МБОУ СОШ №1 им М. Ю. Лермонтова

    История школы

    Дата создания образовательного учреждения - 12.01.1866 г.

    В прекрасном курортном городе Пятигорске, основанном в 1780 году, у входа в парк культуры и отдыха высится великолепное старинное здание средней школы № 1 имени М.Ю. Лермонтова. Старейшее учебное заведение Кавказских Минеральных Вод широко известно славными традициями и по праву гордится своими педагогами – наставниками и выпускниками.

    Шёл 1842 год. «Маленький чистенький городок» у подножья Бештау и Машука, где «шумели целебные ключи» и «разноязычная толпа», Пятигорск бурно развивался, перешагнув более полувека со дня своего основания. Из средней полосы России, из её центров - Петербурга и Москвы, из Европы прибывала интересная, талантливая публика, привлеченная целительными силами природы, её своеобразной красотой, уже описанной великими поэтами А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым. Молодые, смелые, предприимчивые люди, привлеченные прекрасными перспективами развития города, составляли интереснейший культурный клуб, нёсший этому уголку Северного Кавказа цивилизацию. Подрастало юное поколение, нуждающееся в образовании, и прогрессивные жители города понимали острую необходимость широкого подхода к этой проблеме, которую лишь частично и только для богатых семей решали гувернёры и домашние учителя.
    А в это самое время соседний Георгиевск жил размеренной, налаженной жизнью, и его жители были обеспокоены другим: уездное училище города становилось чуть ли не излишней роскошью. 31 июля 1842 года штатный смотритель Георгиевского уездного училища господин Романов доложил Дирекции Училища Харьковского Учебного Округа, которому были подчинены училища Кавказской области, что жители города заявили: «К 1842/43 учебному году во всех классах училища числится 28 учеников», а их детям «нужно лишь обучение чтению, письму и четырём правилам арифметики», прочие науки «не нужны и только отвлекают детей от торговых занятий». «Между тем, - писал смотритель, - до сведения моего дошло, что пятигорское городское общество весьма нуждается в образовании своих детей,… что в городе Пятигорске нет никаких школ… Для Георгиевска достаточно приходского училища, а для окружного города Пятигорска по нахождению в нём всех окружных присутственных мест, более нужно уездное училище…» Дело о переведении училища из Георгиевска в Пятигорск было признано целесообразным, но оставалось без исполнения «по неимению средств» и «за отсутствием нужного помещения». 
    18 декабря 1848 года Государь Император «изволил утвердить положение о Кавказском Учебном Округе, по коему в Пятигорске предполагается уездное училище». В марте того же года Наместник Кавказский князь М.С.Воронцов предлагает ускорить открытие училища и сообщает, что «если средств не будет доставать», то он «примет меры на покрытие издержек».
    Прошло ещё более 10 месяцев, и директор училища Березницкий назначил, наконец, день открытия уездного училища на 29 января 1850 года.

    Было предписано приготовить снятое в аренду помещение - дом вдовы Помилуйкиной: вымыть полы, установить скамейки; ученикам было велено обрезать волосы и одеть их чисто. День открытия был отложен на 2 февраля из-за метели.
    Церемония открытия была достаточно торжественной. Начальствующие, в том числе Пятигорский Городской Голова Аркадий Васильев, ученики и публика отстояли обедню в церкви, затем уже в училище законоучитель отец Павел Александровский отслужил молебен и «сказал приличную случаю речь», ученикам вручили в подарок книги. От имени товарищей ученик Владимир Черняк произнёс благодарственную речь в адрес тех людей, чьими ходатайствами и заботами подготовлено открытие училища, и в первую очередь - Государю Императору за милость этого открытия. Почётный смотритель училища купец 1-ой гильдии Я.Н. Крутицкий предложил приглашённым посетителям праздничный завтрак. Итак, открытие состоялось при сочувствии и поддержке общества, причём приглашённые в этот день пожертвовали 78 рублей на только что открытое учебное заведение, и по тем временам это были деньги немалые. 

    Пятигорское уездное училище имело при своём открытии 29 учеников: 8 из дворян и чиновников, 17 из купцов, 4 из мещан. 

    К концу 1851 года учеников насчитывалось уже 41 человек, детей дворян и чиновников 16, купцов 22 и мещан 3.Служили в училище следующие чиновники:

    1. Штатный Смотритель титулярный советник Бирон.
    2. Почётный смотритель Я.Н.Крутицкий.
    3. Законоучитель Священник П.Александровский.
    4. Учитель арифметики Коллежский Секретарь Деньковский-Дадыко. 
    5. Учитель приходского класса Золотарёв. 

    Шестнадцать лет просуществовало Пятигорское уездное училище, и оно стало фундаментом, на котором возникла Пятигорская прогимназия.
    Что преподавали, как учили, каков был порядок занятий в уездном училище?
    Учебный год начинался с января, начала календарного года, а в декабре производились переводные и выпускные экзамены. Занятия прерывались полуторамесячными каникулами. Курс учения в каждом классе училища, исключая подготовительного, продолжался двухлетний, и ученики каждого класса делились на два отделения: младшие и старшие; в каждом отделении проходился самостоятельно отдельный курс. К числу предметов преподавания прибавлен был татарский язык, что диктовалось местными условиями. На содержание уездного училища по штату полагалось 2095 рублей, в том числе 400 рублей из земских сборов – эти последние шли на наём дома. Жалование штатного смотрителя и учителей было очень скудным, но, несмотря на это, педагоги по подписке выписывали газету ”Московские ведомости” и журнал “Современник”.
    Методика преподавания в основном шла по-старому, опираясь на работу памяти. Учителя проходили свой предмет по очень кратким и неудовлетворительным по содержанию учебникам. Руководство по отдельным дисциплинам (в 15-20 страниц) заучивалось учениками наизусть, без всякого объяснения учителями. Подобные методы “вместо развития, имели действие притупляющее”. Как мера исправительная от лености и дурных поступков, употреблялась и розга, изгнанная окончательно из учебных заведений в 1860-х годах.

    Содержание училища обходилось немного более 2000 рублей от казны и 400 рублей из земских сборов. Платы за учения не полагалось. 

    За все время существования училища с 1850 года по сентябрь 1866 в нем обучался 501 ученик.
    Мысль о целесообразности преобразования уездного училища в прогимназию с двумя древними языками (латинским и греческим) впервые была высказана главным инспектором учебных заведений на Кавказе Януарием Михайловичем Неверовым в докладе начальнику Главного Управления. На проекте преобразования училища написано: “Его Высочество приказать изволил: открыть прогимназию в Пятигорске с 12 января 1866 года”. А в “Кавказском календаре” на 1890 год мы читаем о том, что инициатива данного преобразования принадлежит графу М.Т. Лорис-Меликову: “Дело народного образования было для Михаила Тариеловича во все минуты его деятельности весьма животрепещущим. Его особенным заботам и вниманием Пятигорское уездное училище обязано своим преобразованием в Классическую прогимназию (фактически открылась она 1 сентября 1866 года)”. 
    За годы своего функционирования прогимназия постепенно преобразовывалась, эволюционировала - и прежде всего по наличию старших классов: 4-х классная, 6-ти классная и, наконец, 8-ми классная.

    В своей деятельности прогимназия руководствовалась уставом гимназий и прогимназий 1864 года. 

    Помещалось это учебное заведение в доме генерал-майора Суходольского. Вот первый штат служащих: инспектор и учитель латинского языка А.К. Глобенко, законоучитель О.Л.Козырев, учитель французского языка Ю. Доре, математики и географии - В. Волынский, русского языка – И.Никифоров; учитель приготовительного класса А.Раков. 

    В Исторической записке, подготовленной к 25-летию прогимназии преподавателями И.Кляровским и А.Раковым, приведены такие статистические сведения: за эти четверть века учебным заведением руководили 5 инспекторов, преподавателей было 51, воспитателей 1, помощников классных наставников 3, письмоводителей 3, учащихся всего 1011, из них окончивших полный курс учения 150.

    В той же Исторической справке достаточно подробно рассказывается о том, как велось преподавание отдельных предметов, каким был библиотечный фонд прогимназии, что более всего беспокоило руководство учебного заведения, какие вопросы обсуждались на заседаниях педагогического совета. Если говорить о трудностях, то наибольшими из них были финансовые и бытовые, тем более что собственного помещения прогимназия не имела и приходилось платить за аренду; кроме того, казённых и городских средств выделялось немного, а до 1868 года обучение было бесплатным. Когда была введена плата за обучение (10-12 рублей в год), она оказалась тяжёлой для многих малообеспеченных ребят. Ещё А.И. Стоянов с тревогой и сожалением отмечал, что некоторые талантливые дети, несмотря на страстную охоту к учению, по бедности принуждены до окончания курса выходить из прогимназии и помогать в работе родителям, или идти на выучку к мастеру, или поступить в лавку. Правда, находились такие меценаты, как Зипалов В.С., который с 1875 по 1883 годы вносил плату за обучение нескольких бедных учеников, но такие примеры были единичными.

    Заботило педагогов поведение учащихся, их нравственное и эстетическое развитие, отношение родителей к учебному заведению, где занимались их дети. Бывали, например, случаи, когда вызванные в прогимназию в связи с леностью и недисциплинированностью их детей родители просили как следует выдрать виновного, даже выражали недовольство отказом учебного начальства в таком наказании, а потом усердно пороли сыновей дома, доводя их порой до ожесточения. Когда появились классные наставники, стало возможным внимательнее относиться к каждому ученику, следить за посещаемостью, за ношением гимназической формы, за пользованием учебниками в библиотеке, за тем, как он проводит свободное время. Уже через три года после своего открытия Пятигорская прогимназия имела возможность по окончании экзаменов в четвертом классе отправлять «на казенный кошт» в Ставропольскую гимназию отличников учебы из бедных семей. Вот имена нескольких таких ребят: Александр Топорков, Семен Колчин, Федор Цирульников, Иоаний Колошин, Александр Колесников.

    Продолжительность урока была 60 минут, реже – 55, в исключительных случаях – 50 минут. Учили Закону Божьему, русскому, латинскому, греческому, французскому и немецкому языкам, математике, истории, географии, естествознанию, чистописанию, рисованию, черчению и пению, уделяли внимание гимнастике, которую очень любили ученики. Прогимназия жила интересной, насыщенной жизнью, готовя к выпуску из своих стен образованных молодых людей, умеющих мыслить, многосторонне развитых. Достаточно отметить, что по окончании прогимназии её выпускники принимались на службу, минуя экзамен на первый чин. (К сожалению, это относилось лишь к детям дворян, а чаще лучшими выпускниками оказывались молодые люди из купцов и мещан).

    Преподаватели и учащиеся прогимназии принимали активное участие в целом ряде знаменательных исторических событий.

    Вместе со всем городом прогимназия торжественно отмечала коронование Александра III (1883г.), 900-летие Крещения Руси (1888г.), праздник славянской письменности (06.04.1885г. – в 1000-летие кончины Св.Кирилла и Мефодия).
    Нельзя не признать, что самым радостным событием в жизни прогимназии стало участие в чествование 18 сентября 1888 года на станции Минеральные Воды всего августейшего семейства Александра Третьего. Девятьсот человек детей приветствовали криками «ура» царский поезд, дружно ответили на милостивый привет государя императора, усыпали платформу по пути его цветами и стройно запели гимн «Боже, царя храни».
    Итак, в 1891 году отметили 25-летие прогимназии. Но учебное заведение требовало дальнейшего развития. Достаточно обратить внимание на рост населения Пятигорска: в 1871г. – 8500 человек, 1879г. – 12000 жителей, к началу XX века – более 30000 человек (по данным Полицейского Управления). В городе было большое число правительственных и общественных учреждений с многочисленным штатом служащих; растущий бальнеологический курорт также требовал медицинских работников и обслуживающего персонала. Значит, надо было готовить таких людей, в чьих знаниях, чьей службе так нуждался город. И уже с 1 июля 1891 года четырехклассную прогимназию преобразуют в шестиклассную. Это значило, что до восьмиклассной классической гимназии было уже недалеко. Краевед Л.Головенко, автор статьи «Как это начиналось» (газета «В мире культуры» от 23 мая 2000 года) даже завершил свою работу такими словами: «Так получилось, что важнейшее событие в жизни прогимназии и города совпало с юбилеем первого учебного заведения - его 25-летием. Прогимназия стала гимназией». К сожалению, этого тогда ещё не произошло. В «Отчете попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений на 1893 год» (Тифлис,1894 год) К. Яновского говорилось: «Все гимназии округа имеют полный восьмиклассный состав. Из двух прогимназий: одна – Пятигорская – шестиклассная, другая – Кутаисская - четырехклассная»…
    В 1901 году появляются в Отчете попечителя Кавказского учебного округа М.Завадского сведения о том, что «…общество, зная затруднительное положение родителей, желающих дать своим детям соответствующее образование, стремится к открытию на местах новых учебных учреждений… Так, город Пятигорск ходатайствует о преобразовании прогимназии в гимназию” (Тифлис, 1902г.) Вероятно, причиной, тормозившей это преобразование, было, прежде всего, отсутствие собственного здания. Из отчета в отчет идет речь о строительстве такого здания. И, наконец, в “Своде статистических сведений по учебным заведениям Кавказского учебного округа за двадцатилетний период 1879 – 1898гг.”, который составил Окружной инспектор Р. Шёнгер, сказано: “За истекшие 20 лет собственными помещениями удалось обзавестись… обеим прогимназиям – в Пятигорской и Асхабадской”. Поэтому уже в 1897 году, как говорится, ребром ставится вопрос о преобразовании прогимназии: “самая старейшая прогимназия в Округе – Пятигорская – по-прежнему остается шестиклассной и не может пока завершить своего преобразования в полную гимназию за недостатком к тому денежных средств, хотя при постройке для неё оконченного в отчетном году собственного здания возможность такого преобразования в ближайшем будущем уже имелась в виду” (Тифлис 1898год). Тут же проходит информация об особом событии - освящении домовой церкви при Пятигорской прогимназии. 

    Из найденных документов именно Кавказский календарь на 1905 год (издательство 1904 года) впервые называет преобразованное учебное заведение – Пятигорскую классическую мужскую гимназию – и приводит данные об учащихся (304 человека) и педагогическом коллективе, возглавляемом (с 1903 года) директором, действительным статским советником Мамонтовым Алексеем Степановичем, награжденным орденом Станислава 1-ой степени.

    Здание будущей гимназии на Александровском плацу в Пятигорске училище строил архитектор В.В. Граф по проекту Я.Г. Лукашева. Кроме этих данных, приведенных в «Летописи Пятигорска», более детальных сведений пока найти не удалось. Мало что нового мы нашли и в многостраничных ксерокопиях архивных материалов, присланных по нашему запросу из Владикавказа, куда во время эвакуации в 1942 году попал Пятигорский городской архив. Но в Пятигорском музее краеведения хранится картина Сергея Пантелеймоновича Краснухи, учителя прогимназии (с 1893 по 1904 год), «Постройка прогимназии в Пятигорске». Этот учитель рисования и чистописания написал образа для иконостаса и святую плащаницу для домовой церкви гимназии.

    Образование и формы обучения

    Начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

    В соответствии со статьей 17 Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимся обучение в МБОУ СОШ №1 им. М.Ю. Лермонтова г.Пятигорска осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах. Вне учреждения может осуществляться в форме семейного образования и самообразования.

    Программа развития

    Опишите программу развития

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie